Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

БАХЧИСАРАЙСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
4, С. 399-400 опубликовано: 14 марта 2009г.


БАХЧИСАРАЙСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Бахчисарайский мон-рь в честь Успения Божией Матери. Фотография. 1998 г.
Бахчисарайский мон-рь в честь Успения Божией Матери. Фотография. 1998 г.

Бахчисарайский мон-рь в честь Успения Божией Матери. Фотография. 1998 г.
(Симферопольской и Крымской епархии), в 2 км от г. Бахчисарая в ущелье Майрем (ущелье Марии). Основан между XI и XV вв. на месте явления на скале Бахчисарайской иконы Божией Матери. Предполагают, что первоначально здесь был вырублен Успенский храм (в память обретения иконы 15 авг.), вокруг к-рого позднее возник мон-рь: монахи пришли на это место из окрестностей Чуфут-Кале, в XV в. ставшего столицей самостоятельного Крымского ханства. В нач. XVI в. крымские ханы перенесли столицу в основанный ими Бахчисарай. Б. м. стал оплотом Православия в Крыму и с XVII в.- резиденцией Готфских (Готфейских, Готско-Кафских) митрополитов, окормлявших гл. обр. греков и эллинизированных готов, живших на Крымском п-ове. Первое документальное упоминание о Б. м. («монастырь Пречистой Богородицы на Салачике») содержится в грамоте царя Феодора Иоанновича 27 мая 1596 г., в к-рой сказано, что ранее царь послал в обитель 15 р. милостыни.

После русско-тур. войны 1768-1774 гг. христ. населению Крыма угрожали преследования, поэтому последний Готфский митр. свт. Игнатий (Газадини) решил вместе с паствой покинуть Бахчисарай и переселиться в пределы Российской империи. После получения соответствующего разрешения имп. Екатерины II в южнорус. степи Приазовья в июне-нояб. 1778 г. под охраной войск А. В. Суворова ушли ок. 30 тыс. греков, к-рые основали на месте своего нового поселения г. Мариуполь. Отслужив молебен перед чудотворной Бахчисарайской иконой, насельники Б. м. уехали из Крыма, взяв с собой почитаемый образ (местонахождение после 1918 неизвестно). В 1781 г. в пещерном Успенском храме, ставшем приходским, служил греч. свящ. Константин Спиранди - выходец из М. Азии, к-рого пригласил служить в Успенской ц. последний крымский хан Шагин-Гирей по просьбе немногих живших в городе христиан. После присоединения Крыма в 1783 г. к Российской империи началось возрождение святынь Бахчисарая. В 1800 г. в городе был построен приходской Никольский храм, незадолго до этого перестроенная Успенская ц. стала кладбищенской и вновь запустела.

Портал ц. в честь Успения Божией Матери. Фотография. 2002 г.
Портал ц. в честь Успения Божией Матери. Фотография. 2002 г.

Портал ц. в честь Успения Божией Матери. Фотография. 2002 г.
Возрождение монашеской жизни в Б. м. связано с деятельностью назначенного в 1848 г. на Херсонскую кафедру свт. Иннокентия (Борисова), к-рый направил в Святейший Синод предложение о восстановлении разрушенных крымских обителей. В 1849 г. в Синод поступило ходатайство от жителей крымских городов (Симферополя, Алушты, Бахчисарая и др.) о возобновлении Б. м. 4 мая 1850 г. вышел указ Синода о создании на Успенской скале скита с общежительным уставом по образцу афонского. 15 авг. 1850 г. состоялось открытие Успенского скита, его настоятелем был назначен архим. Поликарп (Радкевич), братия состояла из 7 чел. В 1868 г. в скиту было 9 монахов и 4 послушника, в 1876 г.- 12 монахов и 3 послушника, в 1894 г.- 20 монахов, 9 послушников и 21 чел. на испытании, в 1904 г.- 4 иеромонаха, 6 иеродиаконов, 11 монахов, 6 послушников, 19 чел. на испытании. Во время Крымской войны 1853-1856 гг. в скиту размещался госпиталь, сестрами милосердия служили насельницы Крестовоздвиженского жен. мон-ря. На монастырском кладбище похоронены мн. погибшие в сражениях офицеры и солдаты.

Мозаика над св. источником. Фотография. 2002 г.
Мозаика над св. источником. Фотография. 2002 г.

Мозаика над св. источником. Фотография. 2002 г.
К нач. XX в. в обители было 5 церквей: пещерный Успенский храм (построен ранее XV в.); пещерный храм ап. Марка (1859), высеченный в скале под помещениями б-ки и ризницы; храм св. равноапостольных Константина и Елены, построенный под скалой (1878); храм свт. Иннокентия Иркутского (1857); храм вмч. Георгия Победоносца (1875), при к-ром располагались братское и воинское кладбища. На территории скита находились дом настоятеля (1862), двухэтажный каменный корпус с трапезной, кухней, пекарней и кельями, 2 двухэтажных гостиничных корпуса. При архим. Поликарпе (1850-1853) и архим. Митрофане (1853-1854) построили кельи в скале и под скалой. В 1896 г. были устроены фонтаны. Все монастырские постройки располагались в 3 яруса. Нижний включал ворота, гостиницу, трапезную, 2 фонтана; средний, где начиналась лестница к пещерной церкви,- дом настоятеля, фонтан, 3 кельи и Иннокентьевскую ц.; верхний - 3 церкви, 13 пещерных келий и двухъярусную колокольню. К югу от скита находился фруктовый сад, близ него в 1867 г. была построена Гефсиманская часовня. В 1851 г. в ведение Б. м. решением Синода была передана домовая церковь Г. Хвицкого, находившаяся в 8 км от обители. Церковь была освящена во имя св. Анастасии. Рядом с Анастасиинской ц. стояла деревянная церковь, освященная в 1888 г. во имя мучениц Софии, Веры, Надежды, Любови. В нач. XX в. при Анастасиинском храме возник скит, подчинявшийся Б. м. В обители особо почитались список с Бахчисарайской иконы Божией Матери, икона Спасителя с 84 частицами мощей, а также крест, присланный в день открытия скита в 1850 г. с Афона. В XIX- нач. XX в. Б. м. посетили все рус. императоры.

Б. м. принадлежало 297 дес. земли с лесными угодьями. Обитель не являлась штатной и содержалась за счет собственной хозяйственной деятельности, а также пожертвований богомольцев. По данным, напр., на 1894 г., доходы мон-ря включали: свечной - 255 р., кошельковый - 96 р., кружечный - 1447 р., пожертвования деньгами - 628 р., проценты с капитала - 1570 р., доходы от подворья, от гостиницы, от продажи урожая фруктов, от сдачи в аренду земли - 1810 р.

В 1921 г. Б. м. был закрыт, на его территории разместилась колония инвалидов им. Артёма. В 1929 г. решением Бахчисарайского горсовета мн. здания обители разобрали на строительные материалы, сохранилась лишь Успенская ц. Уничтожение монастырских храмов позже объяснялось последствиями землетрясения. Постройки Анастасиинского скита были переданы совхозу «Коммунар». После освобождения Крыма от нем. войск в 1944 г. в бывш. мон-ре размещался госпиталь, скончавшиеся от ран солдаты погребены близ обители. В 70-80-х гг. XX в. часть построек занимал психоневрологический интернат.

Б. м. был возобновлен 20 авг. 1991 г. по благословению архиеп. Симферопольского Лазаря (Швеца). К апр. 2002 г. в обители жили 13 чел. братии и 31 трудник. Трудами наместника архим. Силуана (Макея) восстановлены Успенский храм, ц. ап. Марка, дом настоятеля, колокольня, кельи верхнего яруса, трапезный корпус, благоустроен св. источник, восстанавливается храм равноапостольных Константина и Елены и др. постройки. В наст. время мон-рь испытывает давление со стороны т. н. меджлиса крымских татар, необоснованно претендующего на землю, на к-рой стоит мон-рь, и пытающегося вытеснить насельников из ущелья. В июле 2001 г. более 200 экстремистски настроенных крымских татар вторглись на территорию Б. м., сотрудники спецназа и прихожане защитили обитель от надругательства.

Арх.: ЦГА Крыма. Ф. 118. Оп. 1. Д. 3250. Л. 5; Ф. 513. Оп. 1. Д. 2. Л. 11.
Лит.: ЗапООИД. 1844. Т. 1; 1881. Т. 12; 1883. Т. 13; 1886. Т. 14; 1910. Т. 28; Дионисий, архим. Панагия, или Успенский Бахчисарайский в Крыму скит. Симферополь, 1870; Ливанов Ф. В. Бахчисарайский Успенский скит в Крыму. М., 1874; Герцен А. Г., Махнеева О. А. «Пещерные города» Крыма. Симферополь, 1989. С. 23-25; Катунин Ю. А. Из истории христианства в Крыму: Таврическая епархия (2-я пол. XIX - нач. XX в.). Симферополь, 1995. С. 67-69; Севастопольское благочиние: Справ.-путев. Севастополь, 1997. С. 94-99; Ясельская Л. Центры православного паломничества в Крыму // Православный паломник. 2004. № 3 (16). С. 13-15.
Д. Б. Кочетов